21.08.2013 Обгоняя даже ветер

 

 

 

 

Досье РУЛЕ[BOY]:

ФИО: Шимаковский Анатолий Анатольевич
Возраст: 31 год
Рост: 183 см
Вес: 78 кг
Прозвище: в армии – Шумахер, в автоспортивном мире – Шима, для друзей – Толян.
Семейное положение: Женат, сыну 3 года.
Достижения: Мастер спорта, неоднократный Чемпион Беларуси, призер международных соревнований по авторалли.
Девиз: в детстве тренер по картингу наставлял меня: «Толя, только вперед! Хладнокровно и с улыбочкой!» До сих пор действую именно так и в жизни и в спорте.

 

Тот, кто интересуется автогонками, наверняка не раз слышал фамилию белорусского автогонщика Анатолия Шимаковского. Именно благодаря его стараниям, за границей знают, что белорусы могут выступать на международных соревнованиях. О том, как начиналась звездная карьера, с какими трудностями сталкиваются автогонщики в Беларуси и о том, за что его штрафуют на дорогах, Анатолий рассказал в эксклюзивном интервью РУЛЕ[BOY].

 

…отец привозил меня в коляске на спортивное кольцо на Боровой и долго-долго катал, приговаривая: «Запоминай, сын, повороты. Ты здесь еще погоняешь!»

Мой отец – мастер спорта по велоспорту, мотоспорту и автоспорту – работал тренером в спортивном клубе. Сперва папа привел в секцию картинга мою сестру, которая старше меня на десять лет. Она занималась картингом до той поры, пока не родился я. Тогда папа сказал: «Все, дочке не место в автоспорте. Наконец появился тот, кто продолжит мое дело». Можно считать, что моя судьба была предрешена с первых дней жизни. Я был еще совсем крохой, когда отец привозил меня в коляске на спортивное кольцо на Боровой и долго-долго катал, приговаривая: «Запоминай, сын, повороты. Ты здесь еще погоняешь!». Жаль только, что погонять мне там все-таки не удалось – к тому моменту, когда я начал тренироваться, Боровую уже прикрыли.

 

 

 

«Ну, Толя, садись и едь!»

Когда я подрос, обожал бывать на отцовских тренировках. Не мог дождаться того момента, когда и мне разрешат порулить. Это сейчас ребенок может заниматься картингом с шести лет. Во время моего детства возрастной порог был выше – за руль карта пускали только с десяти лет. Отчасти поэтому, я думаю, в СССР не было гонщиков. Почему спортивной гимнастикой мы начинали заниматься с 3-х, а гонками – с 10-ти?!

Отлично помню момент, когда меня подвели к карту и сказали: «Ну, Толя, садись и едь». Безумно испугался. Не столько самой первой поездки, сколько соревнования, которое проходило… через неделю! Чувствовал огромную ответственность. Кстати, тогда я занял шестое место – совсем неплохо для первой гонки.

 

 

 

Неужели я всегда буду только четвертым?!

Потом я стабильно приходил к финишу четвертым. Вы не представляете, насколько это было обидно. Ходил за отцом и спрашивал: «Неужели я всегда буду только четвертым?! Неужели никогда не окажусь в тройке лидеров?». Достойного результата не было до той поры, пока отец не бросил своих спортсменов и полностью переключился на меня. Я стал делать заметные успехи и вскоре попал в заветную тройку победителей. Картингом я прозанимался десять лет. И за эти десять лет завоевал девять чемпионских титулов.

 

 

 

…своеобразный способ потратить время и деньги

В большой автоспорт я пришел после того, как закончились финансы для серьезных занятий картингом. Мы ездили на чемпионат России. А там, чтобы показать хороший результат, нужны были огромные деньги. Стали искать более бюджетный вариант. Выбрали автотрек, автокросс. Для этих видов машины стоят сравнительно недорого, и затраты на соревнования вполне подъемные. К слову, затраты никак не окупаются. Бытует мнение, будто за первые места гонщики получают солидные денежные призы. На самом деле все, что получает первый прибывший к финишу, – кубок или медаль, в лучшем случае еще несколько гвоздичек. Так что автоспорт – это своеобразный способ потратить время и деньги.

 

 

 

…тогда мы гоняли на ВАЗ-2108

Автотреком прозанимался два-три года. А потом подвернулась интересная возможность. Году этак в двухтысячном в Беларуси возродилось ралли, проходила гонка «Кубок президентов» – это чемпионат нескольких стран. Один из этапов состязания состоялся у нас в республике. Я попал механиком в белорусскую команду – был тогда раллийный экипаж Павла Климовича и Николая Виноградова. С того момента я просто заболел ралли. В 2002 году впервые сел за руль раллийного авто и понял, что нашел свой вид гонок. Тогда мы гоняли на ВАЗ-2108. Потом были Renault,  Citroёn. 

С виду это гражданский автомобиль, если бы не надписи, вы бы вряд ли сразу догадались, что он гоночный.

 

 

 

В нашем классе самые распространённые машины – Mitsubishi и Subaru. На трассе это два вечных соперника. Сказать, какое авто из них лучше, – нереально. На разных трассах автомобили по-разному себя ведут. Сегодня наш экипаж выступает на довольно серьезном авто Subaru Impreza WRX STI, готовила который британская кампания Prodrive. С виду это гражданский автомобиль, если бы не надписи, вы бы вряд ли сразу догадались, что он гоночный. Внутри установлен каркас безопасности, система пожаротушения, спортивные сидения, пятиточечные ремни, дополнительные приборы, компьютер для штурмана. Двухлитровый турбированный двигатель форсирован, но техническим регламентом ограничена мощность – это сделано для того, чтобы примерно выровнять возможности участников. Мощность двигателя нашего автомобиля составляет порядка трехсот пятидесяти лошадиных сил и порядка шестисот ньютон-метров момента силы. Автомобиль достаточно мощный и скоростной, технические характеристики позволяют ему участвовать в абсолютно любых международных соревнованиях по авторалли.

 

 

 

 

Затраты на участие в десяти гонках вполне сопоставимы с ценой нового раллийного авто

Как вы понимаете, купить машину – это не все. Затраты на любую гонку – колоссальные. Обычный бензин в гоночный автомобиль не зальешь. А специальное топливо стоит пять евро за литр. Расход спортивного авто в боевом режиме около шестидесяти литров на сто километров. На гонку обычно уходит около двухсот литров топлива. Резина обходится в триста евро за колесо. На гонку уходит от одного до двух комплектов. Разумеется, до места проведения соревнования автомобиль своим ходом не едет – бережется моторесурс. Перевозится «техничкой» исключительно на лафете. Обслуживает автомобиль также несколько механиков. Затраты на участие в десяти серьезных гонках вполне сопоставимы с ценой нового раллийного авто. Спасибо тем людям, которые в нас верят и всеми силами помогают заниматься любимым делом!

 

 

К сожалению, белорусские соревнования довольно «местечкового» уровня

В Беларуси раллийный регион – г. Браслав и г.п. Ушачи. Там проходят основные соревнования. Это связано с тем, что там неплохие незаасфальтированные дороги. Их еще называют трехмерными: есть много перекатов, трамплинов, которые делают гонку более зрелищной и техничной. К сожалению, белорусские соревнования довольно «местечкового» уровня. Мы приняли решение свести к минимуму участие в них и сосредоточиться на этапах Чемпионатов соседних стран. Выступая на международных соревнованиях, белорусы частенько оказываются в тройке победителей. Чтобы не терять форму, стараемся раз в месяц выезжать на соревнования.

 

 

 

…мы «весело» кувыркались вдоль леса

Быстро и без аварий ездят только в голливудских фильмах. Любой опытный раллист неоднократно разбивал машину вдребезги. В первый свой раллийный сезон в Прибалтике я сделал семь оборотов через крышу. В Выборге у нашего Citroën Saxo  оторвалось колесо и мы «весело», с моим штурманом Игорем Макарчуком, кувыркались вдоль леса. Знакомые спрашивают, какие эмоции переживаешь в момент аварии, насколько это страшно. Ни капельки не страшно, только шея потом болит. И это не бахвальство. Все происходит настолько быстро, что даже не успеваешь испугаться.

 

 

 

Приходится тренироваться на площадках около гиппермаркетов

Свою жизнь без руля не представляю. По городу передвигаюсь на Mitsubishi Lancer Evolution. Автомобиль аналогичный спортивному, он считается «донором» для автоспорта. Если туда вставить систему безопасности, получится практически раллийный авто. Езжу на нем каждый день и считаю, что это какая-никакая, а тренировка. Хотя, в городе, конечно не гоняю. Потому что понимаю, сколько неопытных автомобилистов на дороге и стараюсь не создавать для них аварийных ситуаций. Опять же, к сожалению, в Беларуси специальных полигонов и автотрасс для гонщиков не предусмотрено. Были бы трасы – автоспорт в стране развивался бы гораздо активнее. Ледовых дворцов много, но туда нас не пускают (улыбается). А жаль – гонки на льду невероятно красивы. Нам приходится тренироваться ночью на площадках около гипермаркетов.

 

 

…одно неверное движение – и ты слетел с дороги в пропасть

Особенно нравится ралли «Ялта». Гонка проходит по узким, извилистым горным асфальтовым дорогам. Соревнования довольно опасные: одно неверное движение – и ты слетел с дороги в пропасть. А поскольку в Ялте в асфальт добавляют мраморную крошку, то стоит первым каплям дождя упасть на дорогу, она моментально превращается в каток. Многие гонщики считают за счастье в ралли «Ялта» просто финишировать. Мы участвовали в этой гонке пять лет подряд, показывали очень хорошие результаты: привезли два кубка. Вообще, я больше люблю асфальтовые гонки, потому как вышел из картинга. Сейчас-то конечно приноровился и к гравийке, но когда первый раз ехал, не понимал, как можно получать удовольствие от гонки по грязи.

 

 

…водительский талон у меня переполнен

С Госавтоинспекцией стараюсь не конфликтовать. Хотя водительский талон у меня переполнен. Спокойно признаю свою неправоту, говорю: «Виноват, исправлюсь» и… исправляюсь до следующей поездки за город. Ну кто по трассе «Минск-Москва» ездит положенные девяносто километров в час? Я езжу сто – сто десять и иногда попадаюсь. Но в целом я дисциплинированный водитель: всегда пристегиваюсь, езжу с включенным ближним светом фар и днем, и ночью, в городе не нарушаю скоростной режим. Участвую в пропаганде соблюдения ПДД. Совсем недавно совместно с ГАИ Фрунзенского района столицы снимали ролик, пропагандирующий безопасное движение.

 

 

 

Зачастую взять автомобиль в прокате проще, чем готовить свой

В ближайших планах – отправиться на этапы чемпионата Чехии по ралли. Для этого, скорее всего, возьмем арендный автомобиль, который лучше подойдет для тех дорог. Зачастую взять автомобиль в прокате проще, чем готовить свой. К тому же, в этом случае есть гарантия надежности авто. Если из-за технической неисправности машина не дойдет до финиша, гонщику вернут часть денег. Основной минус арендного автомобиля – если ты его разбил, «попадаешь» на очень большие деньги. Свой личный автомобиль восстанавливать дешевле, чем чужой. Советуют брать напрокат машину только в том случае, если ты полностью уверен в безопасности. Но автоспорт – это же не шахматы, тут сложно в чем-то быть уверенным.

 

 

…любимая сказка – про то, как Субарик обогнал Эву

Вообще, все мои медали и кубки еще со времен картинга хранятся у родителей. Но несколько последних я отдал своему трехлетнему сыну. Он гордо раскатывает на велосипеде и хвастает, что это он выиграл кубок в гонке. Мы с ним уже катались на хобби-картинге и ему очень понравилось. Сам рвется за руль. А любимая сказка, из тех, что я ему рассказываю, – про то, как Субарик обогнал Эву. Так что, похоже, династия продолжится…

 

Беседовала: Юлия Ясюченя

Фото: Ателье портрета